Речь и будущее развитие человечества

Виталий Мошев

для печати

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сейчас мы переживаем время 12 Святых Ночей, в течении которых на Земле и в душе человека концентрированно действуют силы круга Знаков Зодиака. Я хочу предложить вам статью с рассмотрением Добродетели, связанной со Знаком Стрельца - «Контроль мыслей и речи ведёт к ощущению Истины» в контексте дальнейшего развития человечества.

По содержанию она конечно шире, чем просто рассмотрение речи, но в ней наиболее зримо проявляется та проблема примитивизации и «животнизации» душевной жизни человека, которую мы сегодня наблюдаем во всех сферах социальной жизни, особенно среди молодёжи, которой мне хотелось бы поделиться с вами, чтобы начать как-то осмыслять эту ситуацию и искать способы её решения.

I

«Утро вечера мудренее». Русская народная поговорка

Сегодня, наверное, каждый человек, так или иначе связанный с образованием и воспитанием детей, может наблюдать в отношении языка, культуры речи тревожные тенденции – она становится грубой, жестокой, безграмотной, примитивной.

Сквернословие, мат начинают входить в социальную действительность, они звучат в повседневной жизни, в транспорте, на улице, в общественных местах, выходят на страницы книг, газет, экраны телевизоров, на площадки для общения в интернете - в соцсетях, различных передачах, блогах.

На экзаменах по русскому языку при поступлении в ВУЗы – у абитуриентов высокий уровень безграмотности, неспособности сформировать предложение, ясно выразить какую-либо мысль.

В песнях, которые слушает молодёжь, музыка часто, как таковая отсутствует, вместо мелодии там просто проговаривание на одной ноте какого-нибудь несложного, постоянно повторяющегося текста, а порой и просто невнятное бормотание, в котором трудно разобрать слова, уловить смысловые связи. Слушая или исполняя такую музыку, человек впадает в погашенное состояние сознания, его речь становится примитивной, а с точки зрения душевных состояний - животной.

Эту «животнизацию» человека, не только его речи, сегодня можно наблюдать в различных сферах жизни, а также литературе, театре, кино.

Можно было бы, конечно, сказать, ну и что тут такого особенного, это всегда присутствовало в культуре, всегда в бедных, низких кругах общества царила атмосфера примитивности, животных состояний.

Всегда в жизни людей было сквернословие, ругательства, существуют целые исследовательские труды на эту тему, можно почитать, например, Михаила Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»

Да, это безусловно так, сквернословие всегда присутствовало в жизни людей, но раньше это было как бы теневой частью жизни. Люди в общении между собой использовали этот язык, эту систему ценностей, смыслов, но этот способ коммуникации, общения всегда шёл «параллельно» с «официальной» жизнью общества, он был маргинальным. Общепринятая мораль, устремления людей, правила поведения в социуме всегда ориентировали людей на жизнь «по заповедям», на выработку Добродетелей, нравственное совершенствование.

Сегодня эта животнизация становится частью обычной повседневной жизни, она перестаёт быть маргинальной формой поведения, идущей в разрез с общепринятой системой ценностей.

В этой статье мы с помощью Антропософии рассмотрим причины этого явления, чтобы понять, что за ним стоит и что здесь можно сделать.

II

Ни для кого сегодня, наверное, уже не секрет, что жизнь человека представляет из себя неразрывное единство со своим окружением, он вдыхает и выдыхает из себя воздух, являющийся единым организмом Земли, принимает и выделяет из себя субстанции – он включён в круговорот веществ в природе. Без этой связи человек не мог бы существовать, оно обеспечивает его жизнедеятельность.

На Земле человек бессознательно включён во взаимодействие со своим окружением-природным, социальным и составляет с ним единый организм, и эта циркуляция происходит не только между физическим телом и его земным окружением, но также и между его душой и Духовным миром, в котором она находится. И также, как его физическое тело живёт в минеральном мире, так его душа и Дух находятся в душевнодуховном окружении, без которого они не могут существовать.

Для обеспечения жизнедеятельности своего организма на Земле человек вдыхает и выдыхает из себя воздух, принимает физические субстанции, а в Духовном мире - вбирает в себя то, что дают душе, находящиеся там, Сверхчувственные существа.

Также как без воздуха человек задыхается и погибает, также он не может жить и без связи с Духовным миром, из которого черпает силы для жизни и для развития, и если у человека нет сна, во время которого душа пребывает в сверхчувственном мире, он также через какое-то время погибает, как без воздуха, без пищи и без воды.

Человеку необходим этот выход из физически–телесной организации для того, чтобы почерпнуть из мира Иерархий силы, необходимые для жизни на физическом плане, для борьбы с силами смерти, которыми он пронизан.

 

Что же такое происходит с человеком во время сна, после которого один просыпается свежим и исполненным сил, а другой наоборот - чувствует себя разбитым и усталым, подавленным?

Почему для кого-то сон является источником сил и здоровья, а для кого-то причиной страха, депрессий, усталости и недомогания?

Для понимания этого процесса нам нужно с помощью Духовной науки заглянуть в ту область, в которой человек пребывает во время сна.

 Для современного человека жизнь между засыпанием и пробуждением сегодня не представляет из себя особой ценности, она скрыта от его сознания. Р.Штайнер говорит, что наряду с биографией физического и эфирного тел, связанной с бодрствованием на физическом плане, существует также и биография астрального тела и Я, связанная с их пребыванием в Духовном мире во время сна. И эта биография не менее, а может быть и более важна, чем жизнь физического и эфирного тел, во время между пробуждением и засыпанием.

Что же там такое происходит, что делает жизнь во сне более важной, чем дневная жизнь и какое отношение это всё имеет к рассматриваемой нами проблеме примитивизации культуры и душевной жизни человека?

III

Согласно указаниям Духовной науки, когда человек засыпает, его эфирное и физическое тело человека остаются на Земле, а астральное тело и «Я» выходят в Духовный мир и вступают там в отношения с различными Существами, только происходит это бессознательно.

Рисунок 1. Человек во время сна

Но это не тот Духовный мир, в котором душа находилась до своего рождения, когда шла к своему воплощению, там правят Иерархии - Ангелы, Архангелы, Архаи…, а мир, в котором оказывается человек после засыпания, это ближайшее к Земле сверхчувственное окружение - эфирный мир, который в Антропософии обозначается как элементарный мир.

Здесь находятся и действуют различные элементарные Существа, стоящие за стихиями - землёй, водой, воздухом, светом, за растительным, животном, минеральным царствами. В народной традиции, преданиях, сказках, легендах они существуют как гномы, эльфы, русалки, саламандры, в русской культуре это лешие, водяные, кикиморы, домовые…

По своему уровню развития они находятся ниже человека, который развивает на Земле «Я», а у них высшим членом является астральное или эфирное тело.

Эти Существа живут в эфирном окружении Земли и находятся между человеком и миром Иерархий, можно сказать, что Иерархии через их посредство действуют в физическом, материальном мире. 

Рисунок 2. Эфирный и астральный мир

Находясь в этом элементарном мире во время сна, человек может воспринять также и Существ мира Иерархий, которые находятся в более высоком астральном мире - подобно тому, как на Земле, поднимая свой взор вверх, мы видим звёздное небо, так в эфирном мире душа воспринимает в высях Ангелов, Архангелов, Архаев.

Там же находятся мысли, чувства и желания человека, которые могут быть либо - одухотворёнными, связывающими его с Иерархиями, либо - эгоистическими, материалистическими, привязывающими его к Земле, к физическому плану, связывающими человека с низшим астральным миром.

Когда человек засыпает, как говорилось выше, его астральное тело и «Я» выходят из физически-эфирной организации, но прежде чем они попадут в Духовный мир, связанный с Иерархиями, они должны пройти через этот эфирный мир, в котором коренится эфирное тело человека, и освободиться от всех дневных переживаний и впечатлений, запечатлённых в этом эфирном теле.

Мы знаем, что в течении дня человек имеет различные переживания, впечатления, и когда душа выходит из физического тела, она вступает в отношения с существами, стоящими за процессами и явлениями, с которыми человек встречался в течении дня.

Но в этих отношениях человека с Иерархиями, с течением времени произошла определённая метаморфоза.

Раньше, до XV столетия, это соединение с Иерархиями во время сна происходило естественным образом, потому что, во-первых - душевная конфигурация человека была другой, а во-вторых сама жизнь и представления о мироздании и месте человека в нём в то время были более духовными, не такими материалистическими, как сейчас.

Духовные Иерархии воспринимали опыт, пережитый человеком во время дня, перерабатывали его и давали душе импульсы и силы для дальнейшего развития. Осуществлялось своего рода дыхание, когда душа, полученные во время бодрствования, опыт и переживания, выносила в Духовный мир и потом, при пробуждении с обновлёнными силами возвращалась обратно в тело.

Начиная с XV века душевная конфигурации человека стала другой, и в его отношениях с Духовным миром произошли существенные изменения. Это было связано с тем, что человек начал жить в современном абстрактном мышлении, при котором ведущим мировоззрением постепенно становился материализм, который всё больше привязывал человека к Земле, закрывая ему доступ в Духовные миры.

Связь с миром Иерархий перестала происходить сама собой, теперь для этого нужно, чтобы человек в течении дня во время бодрствования получил такие переживания, которые по своему содержанию созвучны тому, что несут в себе Ангелы, Архангелы, Архаи.

Место в Духовном мире, в которое человек попадает после засыпания, обусловлено опытом, который он получил в течении дня.

IV                         

Какое отношение всё вышесказанное имеет, собственно, к педагогике и к проблеме, которую мы обозначили в начале статьи?

Чтобы это понять, нам нужно вкратце рассмотреть развитие оболочек человека, что происходит в начале 3-го семилетия, когда у человека начинает формироваться астральное тело. как меняется с возрастом отношение ребёнка к Духовному миру во время сна.

а) Как известно из указаний Духовной науки, в 1-ом семилетии у ребёнка формируется физическое тело, в этом процессе участвуют силы двоякого рода:

  1. Силы, с которыми он был связан в бытии до рождения.
  2. Всё, что ребёнок переживает в своём природном и социальном окружении после рождения на Земле, что живёт, в культурном пространстве, в действиях и душевных состояниях взрослых, с которыми он связан.

Силы из бытия до рождения действуют инстинктивно, суть их действия можно увидеть на примере, так называемых, «детей Маугли», тело которых по своему внешнему облику было сформировано как у человека, они выглядели как люди, а по своим душевно-духовным способностям людьми на являлись: они не могли прямо ходить, говорить, понимать смысл человеческой речи.

Все эти, вышеуказанные способности и навыки, превращающие наследственное тело в инструмент души и духа человека, вырабатываются культурным окружением, в котором находится ребёнок, действиями и душевными состояниями взрослых.

Во 2-ом семилетии у человека начинает формироваться эфирное тело, действие сил, идущих из бытия до рождения несколько уменьшается, ослабляется, но всё большее значение приобретает то, что исходит от взрослых, особенно то, что звучит в их речи.

Если в 1-ом семилетии ребёнок больше переживал внешнюю сторону своего окружения, то во 2-м семилетии на него больше действуют внутренние душевные состояния взрослых, особенно тех, что связаны с речью - они продолжают вместе со звуками вибрировать и во сне ребёнка.

Р.Штайнер говорит, что всё, что слышит ребёнок от взрослых в течении дня, продолжает затем звучать в элементарном мире, куда он попадает после засыпания. Во сне ребёнка звучит всё, что он воспринял от взрослых, звучат и сами звуки, и душевные состояния, которые выражались через речь, все чувства, волевые импульсы взрослых. И ребёнок хочет сохранять во сне эту связь со звуками и душевными состояниями взрослых.

«…то, что звучит в душе спящего ребёнка в возрасте до 7-ми лет, во время между его засыпанием и пробуждением, находится в большой зависимости от окружающих людей. То, что изживает себя в словах отца и матери, и других окружающих его людей, в жизни их чувствований, воли и мышления, в тех словах, которые ребёнок слышит, это продолжает звучать в душе ребёнка во время его сна, от засыпания до пробуждения, и душа ребёнка отдаётся полностью тому, что вкладывается окружающими как входящее в их слова из их сердца, из их души.

В несколько меньшей степени это имеет место в течение следующего периода жизни человека: от 7-ми лет до 14-ти лет. Но всё же и тут это имеет место в достаточно сильной степени» (1)

Духовное ребёнок во 2-ом семилетии получает через душевные состояния взрослых.

 

В районе 13-ти лет, теперь мы подходим, собственно, к нашей теме, у детей начинает формироваться своё астральное тело и здесь ситуация кореным образом меняется.

Если в первом и втором семилетии ребёнок переживал Духовное во сне через душевные состояния взрослых, которые он брал с собой в сон, то теперь у него появляется способность вступать во взаимодействие непосредственно с Иерархиями, у него теперь для этого появляется инструмент – собственное астральное тело.

 «После же достижения 14-ти лет, после достижения половой зрелости, для спящей души человека возникает необходимость посредством того, что во сне продолжает жить как отзвуки речи, вступить в объяснение с существами духовного мира»

 «И спящие души почувствовали бы себя несчастными, если бы эти отзвуки не стали бы подобными звучанию речи Архангелов, которые звучат им навстречу с другой стороны. Так может возникнуть гармония между тем, что является во сне отзвуком земной речи, и тем, что со всех сторон Вселенной, из астрального мира, звучит как речь мира Архангелов» (2)

А для этого, как говорилось выше, человеку нужно пережить что-то Духовное в течении дня, поэтому молодые люди в этом возрасте ждут от взрослых мыслей, чувств, душевных состояний поступков, слов, которые созвучны тому, что доносится из мира Иерархий, из речи Архангелов.

К этому можно отнести всё, что связано с переживанием Идеалов, духовных Ценностей, чувством Прекрасного, Морального, Истинного, всё это может пробудить в их душах силы, необходимые для соединения с Духовным миром. И если взрослые, в силу различных причин, не могут им этого дать, то у молодых людей формируется протест против мира взрослых, его бессознательное отторжение и неприятие.

«И вот молодое поколение подрастает так, что ему приходится встречать то наследие, которое им передали старшие, с чувством упрёка, ибо в этом наследии они получают нечто такое, что толкает их в пропасть в той области, где они не хотят быть материалистическими, где они должны стать духовными, когда они находятся только в своём «Я» и в своём астральном теле» (3)

Современная молодёжь об этом уже просто кричит:

«Перемен, требуют наши сердца. Перемен, требуют наши глаза.                 Перемен, мы ждём перемен!» Виктор Цой

 

А взрослые не могут дать им этих перемен, потому что часто сами в своей душе атеисты, не верят в Идеалы, не признают реальности нравственного начала, ведут материалистический образ жизни, живут в соответствующих мыслях, чувствах, ощущениях, словом во всём том, что не пускает душу во время сна в мир Высших Иерархий, а задерживает её в ближайшем Духовном окружении Земли – в элементарном мире.

«И особенностью нашей эпохи – продолжает Р.Штайнер – является то, что имеется всё большее и большее число людей, которые…приносят в свой сон от дневной речи нечто, образующее души так, что они не понимают речи Архангелов, и что Архангелы уже не находят удовлетворения от того, что в спящей жизни продолжает звучать как отзвуки речи…наступило мучительное состояние непонимания, полное отсутствие взаимопонимания во время сна между душами людей и Духовными Существами» (4)

В результате, молодые люди, попадая во время сна в Духовный мир, связываются там с Существами не из мира Иерархий – Ангелами, Архангелами, а с силами, стоящими за природой, минерально-растительным царством и соединяются там с существами низшего астрального мира, затягивающими человека в «животные» и демонические душевные состояния.

При пробуждении эти Существа вместе с астральным телом и «Я» человека входят в его эфирное и физическое тело и начинают действовать там, как бессознательные импульсы в порывах, желаниях, душевных состояниях и ощущениях, в их мыслях, чувствах, желаниях, поступках.

Эту картину мы и наблюдаем сегодня во всех тех явлениях, о которых шла речь в начале статьи - деградация душевной жизни, культуры речи, сквернословие, мат, культ силы, грубости, примитивизация и «животнизация» душевной жизни.

 

Подведём небольшое резюме.

В третьем семилетии, приблизительно в возрасте от 14 до 21 года, согласно Духовной науке, у человека формируется астральное тело и то, как это будет происходить, зависит от того, что в Своём «Я» несут взрослые, которые с этим ребёнком взаимодействует. Ведь согласно основному педагогическому закону, сформулированному Р.Штайнером, на низшие оболочки ученика действуют более высокие оболочки взрослого. Какое у него мировоззрение, отношение к жизни, есть ли у него художественные переживания, творческие замыслы, думает ли он об общечеловеческих проблемах, как он говорит, выглядит, действует - всё это во время сна направляет ребёнка в Духовном мире:

а) либо к Высшим Иерархиями – Ангелам, Архангелам...

б) либо к подчувственно-демоническим    силам

Рисунок 3. Связь с духовными существами во время сна

Получат ли молодые люди пищу, переживания, позволяющие им во время сна связываться с Ангелами, Архангелами в Духовном мире – ключевой вопрос для педагогики нашего времени и для будущего развития человечества

V

Что же мы наблюдаем с этой точки зрения сегодня в школе?

Государство занято «модернизацией структуры образования, его цифровой трансформацией, строительством новых школ, соответствием качества образования международным методикам, чтобы обеспечить глобальную конкурентоспособность российской школы, вывести Россию в десятку ведущих стран по качеству образования». (5)

Большинство учебных заведений сегодня ориентированы на то, чтобы соответствовать требованиям, которые им предъявляет государство – выполнение стандарта, ведение отчётности, электронного журнала, натаскивание на ЕГЕ, предпрофессиональная подготовка. И это вполне понятно, ведь если школа не будет выполнять требований и предписаний органов управления, то её могут просто закрыть или лишить финансирования.

А что ожидают от школы родители:

- ребёнок должен сдать экзамены, получить аттестат с хорошими оценками, получить качественные знания, комфортные психологические условия

- их интересуют и беспокоят вопросы:

- увеличение нагрузки на учеников, введение новых обязательных предметов, индивидуализация образования, большое количество домашнего задания, «неинтересные» уроки, большая загруженность…

Это безусловно очень важные и необходимые вещи, но как-то так получается, что потребность молодых людей в духовных переживаниях, вопрос создания условий для развития души – остаётся за рамками учебного процесса.

Мировоззренческой основой образования, душевной жизни и ожиданий взрослых является материализм, для них важно только то, что обеспечивает физическое существование в культуре, где человек осознаёт себя только через физическое тело.

Найти какую-нибудь хорошую работу, «тёплое» местечко, занять достойное место в социальной структуре, иметь финансовый достаток, стремиться к власти и к деньгам, это понятно и желанно - естественно, а думать о каком-то Духовном мире, о нравственном совершенствовании, об одухотворении культуры это вроде бы как понятно, но как-то «далеко от жизни» и к действительности имеет мало отношения.

То есть, говоря языком политической экономии, реальность, это хозяйственно-экономический базис, а всякие духовности – субъективные желания, идеология, а на самом деле «бытие определяет сознание», и стремиться нужно прежде всего к тому, чтобы занять достойную нишу в системе производства и распределения материальных благ, финансов, а всё остальное, то есть духовное - приложится.

Все эти идеалы, смыслы, духовные развития - просто слова, не имеющие никакого реального содержания - взрослые просто не понимают, какое отношение они имеют к реальной жизни.

Сознание человека, его мысли и духовные ориентации привязаны к тому, что происходит только на физическом плане, а то, что душа ребёнка задыхается без духовной пищи, это вне поля сознания взрослых и просто не понимается ими, этого же не видно, а стало быть и не существует.

 

Другим следствием ориентации только на материальное является эгоистическая мотивация и стремление любой ценой получить личную выгоду.

Все проблемы, связанные с разрушением природы и социального организма связаны с тем, что человек рассматривает своё окружение только как средство для удовлетворения своих запросов, а на людей смотрит как на объекты, которые нужно «обработать», чтобы получить какую-нибудь выгоду.

Эту ориентацию пытаются представить, как выражение «естественной» природы человека, легализовать её как общественно-значимую Ценность, мол это и есть «истинная» природа человека и формируется эта установка - использовать другого человека как средство для достижения своих целей, уже с детства.

 

Современный человек мало представляет, какие силы сегодня работают на то, чтобы отрезать людей от спиритуального начала, от возможности познавать Его, жить в соответствии с духовными задачами и превратить их жизнь в борьбу за выживание, в бесконечную войну друг с другом. А между тем эти формы борьбы с Духовным, нравственным началом многочисленны и разнообразны.

Они пронизывают социальную жизнь и незаметно подталкивают человека к действиям, исходящим из эгоизма, материализма и бездуховности.

Начинается это уже с детства, с игр, приведём несколько примеров.

Для всех очевидно, что игры, это востребованная жизнью форма обучения детей, развития их способностей, умений и навыков. В играх также учатся социальному взаимодействию, умению вместе работать для достижения какого-нибудь результата, по самой своей природе игры социальны, потому что в них мы взаимодействуем с другими людьми.

И мало кто задаётся вопросом, а какие душевные состояния вызывает та или иная игра, какую мотивацию она формирует?

Рассмотрим для примера игру «Мафия», которая сегодня очень популярна и сильно притягивает и детей, и взрослых. Суть её заключается в том, что команда, играющая роль «Мафиози», должна убить всех обитателей города, а жители соответственно - найти «убийц», которые их всех убивают.

Мы не будем здесь подробно описывать это действие, желающие познакомиться с этой игрой могут без труда найти её в интернете, наша цель – выяснить, что же так привлекает людей в эту игру?

В общем-то это легко понять, ведь то, что там происходит, захватывающе интересно - нужно быть всё время начеку, быстро думать, находиться в максимально собранном состоянии, всё время просчитывать, сопоставлять различные варианты.

Да, участники интересно провели время, поучаствовали в «потрясающей» игре, но какие душевные состояния, какое отношение к жизни и окружающим людям они оттуда вынесли? - Радость, интерес к личности другого, восхищение какими-то его душевными качествами, уважение, сочувствие, может быть сострадание, любовь?

А как относятся участники игры друг к другу - как к друзьям, интересным, вызывающим уважение людям?

Если понаблюдать, например, за каким-нибудь «мафиози» то можно увидеть, что в момент игры люди для него перестают существовать и превращаются в объекты, которые нужно уничтожить. Никакого живого интереса, душевного тепла, только холодный интеллект, максимальная собранность, точный расчёт и одна цель – убрать «объект», люди исчезают, а остаются только «объекты» - как у Кая из «Снежной королевы», сердце которого превратилось в кусок льда.

Можно конечно сказать, ну что вы раздуваете из мухи слона, это же игра, что тут опасного, ну поиграли люди, весело провели время и разошлись?

Да, это игра, но дело в том, что если эти ощущения воспроизводятся регулярно и в течении длительного времени, то это становится душевным качеством человека, одним из свойств его души, которое проецируется потом уже на настоящую жизнь и других людей. Это перестаёт быть игрой, разве не говорят об этом многочисленные случаи расстрелов людей подростками в магазинах, школах, других общественных местах, речь не идёт о террористах.

А те, кто играет роль жителей, жертв?

Они находятся всю игру в состоянии страха, нервного напряжения, боятся поднять голову, посмотреть друг другу в глаза, каждый становится источником опасности, верить никому нельзя.

Если долго и регулярно воспроизводить эти душевные состояния, то у человека формируется отношение к другим людям, как к источнику опасности, каждый встречный – потенциальный убийца, преступник или «объект», от которого во что бы то ни стало нужно избавиться.

Да, конечно, это игра, она формирует способности, учит социальному взаимодействию, но какие душевные состояния взращиваются при этом в человеке?

Ещё один пример, «Стратболл» – «игра» в войну, в которой стреляют уже не в фигурки на мониторе компьютера, а в настоящих людей, этакая охота за живыми объектами. Конечно тут детям потрясающе интересно, это уже почти настоящая жизнь, как у взрослых, промахнёшься или попадёшь в ловушку - и тебя нет, нужно быть максимально собранным, бодрствующим.

Организаторы подобных «игр» аргументируют свою позицию тем, что детям это интересно, в них они вырабатывают умение собраться, сконцентрироваться, умение держать ситуацию под контролем, владеть собой.

Но почему же эти, сами по себе прекрасные и нужные способности нужно вырабатывать именно через убийство людей, неужели не существует других способов развивать эти навыки, создавать интересную, захватывающую атмосферу?

С духовной точки зрения, это взращивание тех душевных состояний, которые в будущем, описываемым в Апокалипсисе Иоанна, станут реальностью и «войной всех против всех», а преподносится это как игра.

Сюда же можно отнести и Хелуин, «праздник» который целенаправленно насаждается среди молодёжи. Преподносится это как проявление «высокой» европейской культуры, как отдых «цивилизованных» людей, а то, что при этом люди захватываются демоническими существами и входят в соответствующие душевные состояния, остаётся за кадром, большинство людей не видят в этом никакой проблемы, ну поиграли и ничего страшного, это же потрясающе интересно!

Это только три из многочисленных примеров, характеризующих ситуацию.

Одновременно с этим людей, стремящихся к духовному, нравственному, выставляют в качестве каких-то странных, наивных дурачков, верящих в какую-то идеальную природу человека, не видящих и не знающих, что происходит в реальной жизни. А в действительности, говорят эти люди, выживает сильнейший, и это является «истинной» природой человека, это и есть реальность, этому и надо учить детей.

 

Вальдорфская педагогика в контексте разделения культур

Чтобы лучше понять масштаб происходящего, нам нужно посмотреть на каком этапе развития находится сейчас всё человечество. А суть специфики исторического момента, в котором мы живём, заключается в том, что, начиная со второй половины XIX столетия, как говорит Р.Штайнер, всё человечество переходит Порог Духовного мира, это означает, что время жизни только на физическом плане заканчивается и теперь начинается новый виток развития, связанный с постепенным восхождением уже в Духовный мир.

За Порогом этого мира находятся Существа, одни из которых ведут человека к развитию Высшего Я и к соединению с Богом, назовём их - правомерные, и другие - противоборствующие, которые хотят направить душу прямо в противоположном направлении, вводящие человека в животные состояния, в полупогашенное сознание, ведущее к стиранию личности, и каждый человек, независимо от того, понимает он это или нет, связывается либо с теми, либо с другими существами и становится их проводником.

Это ведёт в свою очередь к разделению культур, одна из которых одухотворённая, ведущая человека к соединению с миром Иерархий, другая – подчувственно-демоническая, затягивающая человека в связь с низшими духовными существами.

 

История повторяется

Когда-то человек уже проходил через что-то подобное, тогда он был ещё чисто духовным существом и находился в Духовном мире, в Раю, но бессознательным образом. Потом к нему подступил искуситель, как это описывается в библии – Змей и дал ему вкусить плодов с древа познания в результате чего природа человека изменилась, она стала «греховной», человек был изгнан из Рая, то есть из Духовного мира вниз на Землю и стал спускаться в материальный мир, «одеваться в одежды кожаные» и жить в физическом теле, получая ощущения, связанные с минеральной материей. 

На тот момент это было необходимо, потому что задачей Земли является выработка «Я», а первой ступенькой на этом пути является развитие Я-сознания, связанного с физическим телом и рассудком, для этого человек и был изгнан из Духовного мира на Землю.

Теперь же, когда человек выработал это самосознание и стал самостоятельным существом, настало время возвращения обратно в Духовный мир, но уже не бессознательно как ребёнок, а как сознательное существо, как сотрудник Духовных миров.

И снова к человеку подступают духовные существа, но только в результате искушения, которому он подпадает теперь, он затягивается уже не в природно -  материальный мир, а в «подприродно-подчувственный», который находится ниже минерального. Его ощущения связываются уже не с материей, а с подчувственно-демонической реальностью, стоящей за искусственными субстанциями, электричеством, магнетизмом, виртуальной действительностью, а неуправляемые душевные состояния – мысли, эмоции, желания - приобретают качество одержимости.

С точки зрения внутренней жизни, переход Порога означает, что душевные силы человека – Мышление, Чувство, Воля – начинают усиливаться, они становятся самостоятельными по отношению к нему и человек либо справляется с ними и вырабатывает в себе силы Высшего «Я», либо эти, инстинктивно действующие, силы захватывают и побеждают его и он не может справиться с усиливающимися влечениями, желаниями, эмоциями, и начинает уподобляться дракону.

Задача Антропософии заключается в том, чтобы строить одухотворённую культуру, пронизанную силами жизни и Духа, и вальдорфская педагогика, с этой точки зрения ориентирована на развитие способностей для сознательной жизни в Духовном мире и внесении импульсов, полученных оттуда, в жизнь на Земле.

Материализм, эгоизм, создание искусственной, химической среды из мёртвых субстанций, виртуальная действительность, это пространство культуры, пронизанной подчувственно-демоническими силами, это и есть дракон, врастающий в социальную действительность, ведущий людей по пути соединения с силами зла.

Переход Порога Духовного мира – объективный процесс, человек должен сознательно встретиться с силами зла, это является требованием времени, поэтому эти силы и подступают к нему - и извне, и изнутри. Работая сознательно над ними, но не отдаваясь им, не отторгая, и не избегая встречи с ними, а преображая их, исходя из Идеалов, из переживания Духовного, человек вырабатывает силы Высшего «Я», необходимые ему для сознательной жизни в Духовном мире,

Если это происходит, то он выполняет свою задачу, и с точки зрения личного развития, и в контексте развития всего человечества.

 

С этим коррелирует то, что происходит с учениками при половом созревании. Начиная с 13-ти лет у них начинают интенсивно расти мышцы, кости, разворачиваются мощные обменные процессы в теле, и они переживают сущность земных сил, силы смерти сущностно, всем своим телом. Силы тяжести захватывают их и физически и душевно, и в душе возникает вопрос, что же делать с этими силами смерти, действующими и внутри их, и вовне.  

Одновременно с этим, с другой стороны в них пробуждается «Иван-царевич» - потребность жить и действовать исходя из Духа, которое в период полового созревания переживается как стремление к Идеалам. И от взрослых они ждут, что взрослые им покажут, что такое правильное отношение к силам смерти, что такое победа Духа над материей, над земными силами и процессами, когда Дух преодолевает их действие.

У взрослых эта борьба, эта встреча с самим собой ведётся на уровне «Я», когда человек действует как самосознающее существо, который понимает для чего он живёт на Земле, в чём заключается смысл его жизни, у подростков это происходит на уровне астрального тела, которое начинает развиваться в третьем семилетии.

Проявляется это в том, что все их ощущения, потребности, эмоции, желания начинают усиливаться, это касается как телесных процессов, так и душевных. Начинается мощный рост мышц, костей, переживание сил смерти, усиление инстинктивных влечений, желаний, мир вдруг начинает делиться на чёрное и белое.

Для того, чтобы в 1-ом семилетии физическое тело сформировалось правильным образом и смогло стать инструментом души и Духа, ребёнку необходимо окружение из взрослых, которые прямо ходят, мыслят, говорят - их физическое тело служит Духу. Без этого ребёнок не сможет стать человеком, о чём говорят случаи с, так называемыми, «детьми Маугли», которые жили в волчьей стае. По своему внешнему облику они выглядели, как люди, а по своей деятельности и душевным состояниям ими не являлись - они не могли прямо ходить, мыслить, говорить, передвигались на четвереньках. И произошло это только потому, что их телесность сформировалась под действием только инстинктивных сил, действующих с природной необходимостью, в их окружении не было людей.

Для того, чтобы в 3-ем семилетии астральное тело стало инструментом Духа, а не животных потребностей, нужны взрослые, которые имеют в себе крепкий духовный стержень, собственное мировоззрение, нравственные убеждения, творчество, интерес к жизни, чувство ответственности за своё окружение, иными словами – сильное «Я».

Если мы хотим, чтобы эти силы изживались не инстинктивным образом, а одухотворялись, просветлялись, становились способным к сознательной жизни в Духовном мире, нужно создать соответствующее культурное окружение, а если предоставить этот процесс естественному ходу событий, то они будут уходить в физиологию.

Задача школы в это время заключается в том, чтобы эти усиливающиеся ощущения изживалась не через физическое тело, а через одухотворённые душевные состояния.

 

Каким же образом происходит метаморфоза этих инстинктивных сил, где и когда они одухотворяются?

В астральном теле живут влечения, которые действуют в жизненном теле без всякого сознательного участия в этом человека. Если обучение построено правильным образом, то ученики получают такие переживания, которые позволяют им соединяться во сне с Ангелами, Архангелами, Архаями, и то, что исходит от Иерархий, облагораживающим, образом действуют на астральное тело ученика - оно просветляется, элементарные инстинктивные влечения претерпевают метаморфозу.

Освобождаясь от своей связи с физическим телом, они преобразуются в стремление к Идеалам - Прекрасному, Моральному, Истинному, к тому, что живёт в мире Иерархий, и таким образом астральное тело становится на путь развития в сторону Высшего «Я», оно начинает преобразовываться в Самодух.

Подобные процессы метаморфозы мы можем наблюдать повсюду в природе, только там происходит преобразование вещества, а у человека - изменение душевных состояний.

Тёмный раствор марганцовки (перманганата калия) при добавлении в него уксуса, а потом перекиси водорода, вдруг становится прозрачным, такой же эффект можно наблюдать и при взаимодействии йода и тиосульфата. Вода под воздействием холода превращается в лёд, а при нагревании в пар. Если мы отроем окно в тёмной душной комнате, то с улицы придут свет и свежий воздух, помещение станет светлым и прозрачным - комната преобразилась.

Видео. Опыт с йодом и натрия тиосульфатом

 

Так при взаимодействии с Иерархиями преобразуется душа, она одухотворяется.

Подобный процесс метаморфозы претерпевают и эфирное, и физическое тело.

Мы не будем сейчас останавливаться на этой связи преподавания с преобразованием тех или иных оболочек человека, желающие глубже изучить этот процесс, могут сделать это, познакомясь с некоторыми лекциями Р.Штайнера из Курса «Познание человека и учебный процесс» (7)

и статьёй М.Краниха «Отношение различных областей преподавания к членам существа ребёнка и ритмам бодрствования и сна» и других авторов из книги «Значение ритма в воспитании». (8)

Нашей целью является показать, что вальдорфская педагогика изначально ориентирована не на приспособление к окружающему миру, с целью  удовлетворения потребностей физического тела, а на целостное душевно-духовное развитие человека, на формирование способностей для преобразования себя и своего окружения, исходя из Духа, то есть из Своего Высшего «Я», её бессмысленно рассматривать вне контекста развития всего человечества.

Из того, что говорится вовсе не следует, что теперь нужно отказаться от достижений научно-технического прогресса, от ведения документации, отчётности, с которыми связано финансирование, от контроля за деятельностью организации, успеваемостью, от тех требований, которые в области образования исходят от государства, от заботы родителей о том, чем будет заниматься ребёнок после школы - всё это безусловно важные и необходимые вещи.

Речь идёт о том, чтобы к тому, что уже существует и работает в образовательной среде, добавить ещё тот душевно-духовный аспект, о котором шла речь в этой статье, можно было бы сформулировать это в виде вопроса:

Связано ли то, что происходит в школе с душевно-духовным развитием ребёнка, описанном выше и если связано, то как?

Время, в которое мы живём, является началом сознательного восхождения в Духовный мир, и дети, которые сейчас приходят на Землю, несут в себе задатки и способности для этого, в их душах живёт вопрос - как встать к силам, находящимся за Порогом Духовного мира, в правильное отношение?

В них живёт Иван-царевич, который пришёл на Землю, чтобы отправиться в Тридевятое царство – тридесятое государство – Духовный мир, найти там Елену прекрасную - своё Высшее Я, встретиться с драконом - силами зла, и в борьбе с ними выработать силы, необходимые для сознательной жизни в Духовном мире и, вернувшись домой вместе с Еленой Прекрасной, построить «Новое царство» - создать одухотворённую культуру.

Они хотят быть Царевичами, потому что это является их жизненной задачей, а взрослые часто не могут дать ответа на этот запрос, потому что сами захвачены драконом изнутри – материализм, эгоизм, стремление получить выгоду любой ценой, презрение к идеалам и всяким «духовностям»…это и есть дракон, хотя сами они, как старшие братья Иванушки-дурачка, считают себя «знатоками» настоящей жизни, они «практики».

Только эти «практики» не замечают, что все проблемы, связанные с разрушением окружающей среды, манипулированием в социальных отношениях, постоянной борьбой за выживание являются следствием именно этого их «мудрого» водительства, суть которого в сущности сводится к трём простым вещам:

  1. Когда человек хочет кушать, не надо ему говорить о духовном
  2. Жизнь борьба, а выживает сильнейший
  3. Всякие моральности – инструменты управления дурачками

Вот и вся «практичность».

Вальдорфская педагогика – путь к Высшему Я и к созданию одухотворёной культуры, и если родители не понимают этого её предназначения, её сути и задач в мировом развитии, если мировоззренческой основой содержания преподавания является материализм и личная выгода, а школа, учителя транслируют эту модель приспособления к окружению, борьбу за выживание, то:

а) у молодёжи неизбежно будет возникать протест против таких взрослых, которые не могут дать ответа на главный запрос их души,

б) а родители будут забирать детей из старших классов, потому что им непонятно, почему они должны получать эту мудрость «старших братьев» за деньги, если в обычной школе они могут получить её бесплатно и часто на более высоком уровне.

VI

В начале статьи мы говорили о том, что человек слит со своим окружением и составляет с ним единый организм, но только не осознаёт этого. Между ними происходит постоянная циркуляция, как в отношении физического, так и Духовного мира. В смысле осознанности этого взаимодействия человек проходит различные ступени.

Сначала он просто бессознательно существует в своём окружении, только лишь воспринимая и переживая его. Потом он начинает постепенно пробуждаться к пониманию материального мира, а потом и к самосознанию, связанному с физическим телом и рассудком.

Следующим шагом, после того как человек обретёт самосознание на физическом плане, является пробуждение уже к Духовной реальности, которая начинает переживаться им с началом периода полового созревания, в связи с формированием астрального тела, но только как полусознательное, стремление к Духовному – к Идеалам.

И, наконец во взрослом состоянии, когда начинает созревать «Я», у него появляется инструмент для переживания этой духовной реальности, живущей в его душе и в мире - сознательно.

С этой точки зрения мы можем рассматривать всю жизнь человека как путь к своему Высшему «Я», собственно, сама потребность в переживании Идеалов, одухотворённых мыслей, чувств, моральных импульсов и устремлений, есть стремление связаться с этой своей Высшей природой, находящейся в мире Иерархий.

Вальдорфская педагогика и является путём постепенного пробуждения,  сознательного отношения человека к своему окружению, сначала физическому, потом Духовному.

VII

Нам пора подходить к завершению, и подводя итог, хотелось бы сказать следующее.

Мы живём в такое время, когда всё человечество переходит Порог Духовного мира, и этот процесс происходит в каждой отдельной душе, независимо от того, понимает это человек или нет. За Порогом находятся Духовные существа, одни из них помогают ему развиваться к сознательной жизни в Духовном мире, другие хотят направить его на путь бессознательного соединения с силами зла, затягивающими его в материальное-подчувственное. Соответственно этому начинается и процесс разделения культур:

Одну мы можем обозначить как одухотворённую, пронизанную силами жизни, создающую пространство для внесения Духа в материю,

другую – как пронизанную силами смерти, отрезающую человека от Духа, затягивающую его в связь с подчувственно–демоническими существами.

Современные дети несут в себе задатки для создания одухотворённой культуры, но для того, чтобы эти способности смогли раскрыться, им нужны соответствующие условия. Сами по себе эти способности, формируются в Духовном мире во время сна, когда душа вместе с Иерархиями преобразует полученный опыт в новые душевные силы, свойства, навыки и умения. Но для того, чтобы связаться во сне с силами, помогающими душе одухотворять свою инстинктивно-животную природу, нужно днём во время бодрствования получить переживания, созвучные тому, что исходит от Иерархий.

Именно поэтому в вальдорфской педагогике так много искусства - художественные переживания, одухотворённые мысли, нравственные устремления, чувство социальной пробужденности создают основу для взаимодействия с Духовным миром и ведут душу во время сна к соединению с Ангелами, Архангелами, Архаями….

Искусство, это не просто средство для эстетического воспитания человека, это питание души, которое необходимо ей для связи с Духовным миром, а то, что мы называем Идеалами, чувством Прекрасного, Морального, Истинного, это не просто абстрактные понятия, это и есто сами Иерархии.

Когда человек знакомится, например, с представлениями, живущими в Антропософии, то Образы, которые он выносит с собой в Духовный мир, позволяют ему соединиться с Ангелами и тогда они могут оплодотворить его мышление Космической мудростью.

Когда человек воспринимает одухотворённую речь, то она звучит в Духовном мире во время сна, и он может соединиться там с Архангелами и получить от них силы для выполнения своих жизненных задач.

Если человек сознательно работает над своей речью, над её содержанием и формой выражения, то она перестаёт быть просто инструментом для передачи информации или какого-нибудь интеллектуального содержания, она начинает наполняться силой Творящего Логоса, который преображающим образом действует и на самого человека, и на его социально-природное окружение.

Молодые люди ждут от взрослых, что те покажут им, что такое «правильное», то есть сознательное отношение к силам жизни и смерти, к тому, что подступает к ним извне и изнутри, и своими действиями взрослые отправляют спящего Иванушку:

- либо в царство Кащея, где он оказывается в плену у сил смерти и разрушения, и как следствие мы имеем все те процессы, которые были описаны нами в начале статьи, как примитивизация, животнизация душевной жизни молодых людей, их речи, потребностей, жизненных ориентаций.

- либо в Тридевятое царство – тридесятое государство для исполнения своего предназначения - победить дракона и добыть Елену Прекрасную - Царь девицу - Василису Премудрую.

Но для того, чтобы помочь юным душам выполнить своё предназначение и найти ответы на, живущие в их душе вопросы, взрослым нужно сначала пробудить Ивана – царевича в себе, взрослые забыли, для чего они пришли на Землю или ещё не проснулись в отношении своих жизненных задач.

Они поддались вездесущему нашептыванию дракона и поверили в то, что их «детские мечтания» - Идеалы, стремление к Духу, желание помочь другим – глупость, выдумка наивных дурачков, ничего не смыслящих в настоящей жизни, что "пора уже наконец становиться реалистами и поступать как взрослые".

Но это не глупость, это единственное, что может вырвать их детей из лап дракона, потому что мудрость старших братьев «практиков» бессильна перед его законами и ведёт только к приспособлению, а победить дракона может лишь Иван-царевич – проснувшийся Дух, который один только и в состоянии построить «новое царство» на Земле, в котором дракон поставлен на своё место, а миром правит Елена Прекрасная или София, Премудрость Божия.

Этого пробуждения в собственной душе Духа – младенца и Божественной Софии и хочется пожелать читателям в завершении статьи, а также поздравить всех с Рождеством Христовым, чтобы Свет Рождественской звезды сиял на пути в Тридевятое царство - тридесятое государство.

Ведь когда-то оно же должно наступить, как выдумаете, дорогие друзья?

Всех с Новым годом!

 

для печати

 

1 января 2024г.

Вам понравилось, поделитесь со своими друзьями:


Источникики:

1. Р. Штайнер, GA 222 – «Импульсирование мирового исторического становления духовными силами» 1-ая лекция от 11 марта 1923г., Дорнах. 14-15

https://disk.yandex.ru/i/fwhRkdmu0HW2sg

2. Р. Штайнер, GA 222 – «Импульсирование мирового исторического становления духовными силами» 1-ая лекция от 11 марта 1923г., Дорнах. с. 15-16

https://disk.yandex.ru/i/fwhRkdmu0HW2sg

3. Р. Штайнер, GA 222 – «Импульсирование мирового исторического становления духовными силами» 1-ая лекция от 11 марта 1923г., Дорнах, с. 25

https://disk.yandex.ru/i/fwhRkdmu0HW2sg

4. Р. Штайнер, GA 222 – «Импульсирование мирового исторического становления духовными силами» 1-ая лекция от 11 марта 1923г. Дорнах, с. 16-17

https://disk.yandex.ru/i/fwhRkdmu0HW2sg

5. Национальный проект ОБРАЗОВАНИЕ. Министерство просвещения Российской Федерации   -   https://edu.gov.ru/national-project/

6. Видео. Опыт с йодом и натрия тиосульфатом

https://youtu.be/eNO8exBNXqg

7. Р.Штайнер. GA 302 – «Познание человека и учебный процесс». Курс лекций, прочитанный в конце второго года работы Первой вальдорфской школы.

 2-ая лекция от 13 июня 1921г., 3-я лекция от 14 июня 1921г., 5-ая лекция от 16 июня 1921г., Штутгарт

https://disk.yandex.ru/i/BlPd_zKI5Ge32g

8. Книга «Значение ритма в воспитании. Доклады о педагогике Р.Штайнера» Издательство Деметра, 2013г.

Содержание:

- Хартвиг Шиллер. Роль детства в судьбе современной эпохи – воспитательно-терапевтическая задача ритма

- Эрнест-Михаэль Краних. Отношение различных областей преподавания к членам существа ребенка и ритмам бодрствования и сна

- Райнер Пацлав. Ночная сторона урока истории. Антропологические указания Рудольфа Штейнера по поводу организации предмета и его методики

- Мальте Шуххардт. Идеализм в мыслях и речи – жизненно необходимый элемент в юношеском возрасте.

 

СКОРО   СКОРО   СКОРО


Яндекс.Метрика