О переживании Страстной недели

для печати

                  

  Здравствуйте, дорогие друзья!

 

Сейчас идёт время Страстной недели, в течении которой душа может вспомнить все события, предшествовавшие непосредственно распятию Христа Иисуса, Его смерти и Воскресению.

Погружаясь в них, мы можем глубже понять, через что прошёл Спаситель, что Он пережил на своём крёстном пути к Мистерии Голгофы.

Делать это можно разными способами, в зависимости от того, какой пласт содержания мы хотим пережить, поскольку это явление многогранно.

Обычный подход связан с рассмотрением событий, разыгрывающихся на физическом плане, это то, что доступно пониманию большинства людей и представлено во множестве письменных источников, произведениях искусства.

Но к переживанию этих событий можно подойти и другим образом, встав на путь внутреннего, душевного соединения с тем, что происходило с Иисусом Христом непосредственно перед распятием. Здесь человек не только наблюдает эти события со стороны, оставаясь при этом зрителем, а переживает их изнутри так, как будто они происходят с ним самим.

Таким путём шли представители мистического пути Посвящения, в котором Р.Штайнер описывает семь ступеней и, связанных с ним душевных состояний, ощущений, которые вызываются не внешним окружением, а внутренним переживанием состояний Христа Иисуса, которые сопровождали Его на пути к Голгофе. При этом, сила внутренних переживаний учекника может достигнуть такой интенсивности, что начнёт действовать вплоть до воли, до обменных процессов, происходящих в физическом теле, и преображающих телесность. Это более глубокое переживание Мистерии Голгофы, ведущее к внутреннему преображению, действующее вплоть до физического.

Опишем вкратце эти этапы христианского посвящения:

Первая ступень: «Омовение ног»

Изображение. Омовение Христом ног учеников на Тайной Вечере

У ученика при созерцании сцены омовения ног учеников Христом, возникает ощущение, что его ноги, ступни омываются тёплой струящейся водой.

Вторая ступень: «Возложение тернового венца»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Ок. 1506г. Ecce Homo. Барталамео делла Порта, по прозвищу Фра Бартоломео      Флоренция, галерея Палатина(Палаццо Питти)   

Человек переживает всю несправедливость внешнего мира окружения, которые обрушиваются на него, и внутренне это сопровождается видением тернового венца с шипами, который возлагается на его голову, сопровождается это всё переживанием боли в области головы.

Третья ступень: «Бичевание»                                                                                                                                                                               

«Бичевание Христа», алтарная картина. Хайме Уго. Каталония XVв.

Здесь человек переживает боль, которую причиняет ему внешний мир, когда из внешнего окружения исчезает всё человеческое и мы переживаем всё своё бессилие перед силами смерти и зла, несправедливости, которые начинают его уничтожать.

Четвёртая ступень: «Распятие»

                                     

Икона "Житие истинного монаха"

Когда человек переживает себя распятым на кресте и переживает смерть своего обычного Я, связанное с физическим телом. Это мистическая смерть, означающая, что его самосознание, связанное с телом и привязывающее его к минеральному миру, умирает, он подошёл к черте, за которой жизнь в физическом самосознании заканчивается.

В обычной жизни это угасание сознания ведёт либо к засыпанию, либо к смерти. Но на пути духовного развития эта смерть, означающая прекращение существования на физическом плане, ведёт человека к рождению в Духовном мире. Человек рождается как существо, обладающее духовным самосознанием.

Эти четыре ступени являются первой половиной мистического пути духовного развития, связанной с «человеческими» переживаниями Иисуса, то есть переживаниями, связанными с физическим миром, благодаря которым можно дойти сознательно только до «Распятия», то есть до смерти на физическом плане.

Все следующие ступени этого пути связаны уже с деятельностью Христа в Духовном мире, поскольку то, что сделал Он, не мог сделать уже ни один человек.

Христос спускается в ад, в глубины Земли, встречается там с силами смерти и побеждает её, воскресает в Новом, нетленном теле, в котором уже нет смерти и греха, создаёт Новую Землю, которая на астральном уровне вспыхивает как звезда и становится на путь становления солнцем,

Как говорит Апостол Павел в1-ом Послание к коринфянам. (Гл.15.51-55)

- Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

- Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.

- Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?

Первый Адам был земным человеком, материальным, созданным из «праха земного», второй Адам – Новый человек, духовный.

Этим событиям соответствует Пятая ступень «Мистическая смерть»  

                                                  

Икона "Сошествие во ад"

Тело, находящееся в гробу, это то, что мы наблюдаем на физическом плане, а в Духовном мире происходит снисхождение в глубины Земли, где коренятся силы смерти, разрушения и зла.

Здесь на пути духовного ученичества человек переживает встречу с силами мирового зла.

На физическом плане это является завершением Мистерии, все события прекращаются, Тело Христа снимают с креста, кладут во гроб и наступает самое мучительное время для апостолов и всех других учеников Христа.

Человек, которого они считали Богом, умер, причём самой позорной смертью, для них это означает крах смысла всего их существования, они рассеяны, подавлены и не знают, как дальше жить, что делать.

На внешнем плане запустение, одиночество, отчаянье и смерть, а на Духовном уровне в это время происходят самые главные события Мистерии Голгофы.

Шестая ступень: «Положение во гроб»:

                                       

Икона. Погребение Христа, XV век. Третьяковская галерея

На этой ступени ученик чувствует себя единым со всем телом Земли, его жизнь расширяется до пределов Земного шара, это, собственно, уже уровень сознания нашего Высшего Я, благодаря которому мы можем пребывать сознательно уже не только на физическом плане, но и в Духовном мире.

И, наконец, Седьмая ступень, которая обозначается как «Воскресение»:

                                

Картина. Восзнесение Господне

Сознание ученика расширяется в Мир Иерархий, происходит полное соединение с Макрокосмосом.

Таким образом в этих сценах мистического христианского посвящения мы имеем весь путь духовного развития человека, начиная от переживаний на физическом плане и заканчивая воскресением в Духовном мире.

При таком, более глубоком подходе к событиям Мистерии Голгофы, мы можем к воспоминаниям о том, что происходило на физическом плане, присоединить внутреннее переживание душевных состояний, связанных с событиями Страстной недели, как это происходило у Христа Иисуса.

С более подробным описанием этого пути можно познакомиться в следующих лекциях Р.Штайнера о мистическом пути христианского посвящения:

Я хочу предложить вам также статью, в которой с позиций Антропософии рассматривается то, что происходило в Духовном мире после смерти на кресте в Страстную пятницу и связано со ступенью «Мистическая смерть», с которой, собственно, и начинается жизнь со Христом или «во Христе».

Со статьёй можно познакомиться здесь:                                                         http://vimoshev.ru/prazdniki-goda/duxovnyi-fon-misterii-golgofy/

 

Виталий Мошев, 29 марта 2024г.

 

Вам понравилось, поделитесь с друзями:

СКОРО СКОРО СКОРО

 

Яндекс.Метрика