Адвент
3 неделя. Мужество
Для печати
Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы продолжаем наше рассмотрение духовного содержания Адвента. Сейчас идёт 3-ья неделя, которая связана с добродетелью Мужество.
Обычно под этим словом понимают твёрдую позицию и присутствие Духа в различных жизненных ситуациях, когда человек не убегает от опасностей и проблем, а мужественно встречает испытания, которые ему посылает судьба.
Всем нам хорошо известен образ побеждающего змея Святого Георгия на коне, с ним мы, как правило, связываем всё, что относится к доблестям Героя - великодушие, отвага, честь.
В данной статье мы рассмотрим другой, более внутренний аспект Мужества, связанный с пониманием того, как зло действует и проявляется в нас самих, в наших мыслях, чувствах, поступках - это Мужество самопознания, встречи с самим собой.
Оно связано со способностью признавать свои ошибки и слабости, неправомерные, может быть, патологические желания, не убегать от них, не отворачиваться, не делать вид, что их нет. Это готовность повернуться лицом к дракону, который живёт не вне, а внутри нас - ведь дракон, это мы сами в состоянии захваченности неуправляемыми порывами, импульсами, желаниями, страстями - жадностью, например.
Этот процесс хорошо показан в истории про воина, который убил дракона, охранявшего вход в пещеру с сокровищами. В тот момент, когда он увидел сияние золота, в нём проснулось желание завладеть этими богатствами, и он не заметил, как стал превращаться в чудовище. К счастью наш герой увидел себя в зеркале и сумел вовремя остановиться, сохранив свой человеческий облик. Таким образом, он победил дракона, чего не смогли сделать все его предшественники.
Здесь мы можем увидеть то, что обычно скрыто от глаз - превращение человека в дракона. Это действительно происходит на душевно-духовном уровне каждый раз, когда в человеке пробуждается жадность или какое-нибудь другое неправомерное желание.
Теперь нам хотелось бы отметить ещё один аспект, имеющий отношение непосредственно к нашему времени.
Наверное, каждый современный человек замечал, что в его жизни бывают такие моменты, когда он не может освободиться от каких-нибудь мыслей или эмоциональных состояний, что он как будто бы захвачен ими и не может остановить их даже и тогда, когда очень хочет это сделать. Возникает ощущение, что наши эмоции, мысли и желания живут какой-то своей, независящей от нас жизнью.
Можно сказать: «Ну, это всегда присутствовало в жизни человека, не только сейчас, что тут «особенного?»
Рудольф Штайнер говорит, что в 20-ом столетии начался процесс перехода человечеством Порога Духовного мира - границы, отделяющей Духовный мир от физического, которую человек переходит всякий раз, когда, например, засыпает, но только происходит это всё бессознательно.
А за Порогом наши душевные силы - мышление, чувство и воля живут как самостоятельные существа, которые предстают человеку в виде трёх животных: Орёл - мышление, Лев - чувство и Бык - воля.
Это означает, что они начинают жить самостоятельной, независящей от человека жизнью, и теперь человек должен учиться удерживать эту связь силой собственного Духа.
То есть если, находясь в физическом теле, он не выработал в себе способность сознательно управлять своей душевной жизнью, приводить душевные силы к гармоничному взаимодействию, то они, говоря образным языком, могут его «разорвать». На физическом плане это проявится как расщепление личности – когда человек думает одно, говорит другое, а делает третье.
Вспомним, что произошло с Фаэтоном, сыном Гелиоса, бога Солнца, который решил занять колесницу своего отца. Он не справился с конями, которые понеслись по небосводу и сбросили его с колесницы.
Если это происходит с большим количеством людей, то в социальных отношениях наступает хаос – в любой момент может произойти всё что угодно.
Наверное, многие сейчас замечают «ирреальность» некоторых процессов, которые уже не объяснить с рациональной точки зрения.
Это обусловлено именно тем, что человечество переходит Порог Духовного мира, за которым наши душевные силы становятся самостоятельными и выходят из-под контроля.
Что же делать в этой ситуации, в этом море хаоса и непредсказуемости?
В Древности, в Центрах Мистерий посвящаемые должны были пройти через такое испытание: они поднимались в горы и там их проводили к мостику, висящему над пропастью - опирался он, соответственно, на выступы скал с обеих сторон.
Испытуемый должен был пройти по этому мосту без перил, а внизу зияла пропасть, если он не удерживался, то падал вниз.
Каким же качеством должен был обладать посвящаемый, чтобы пройти испытание?
Способностью сконцентрироваться, собрать свои душевные силы воедино и преодолеть страх.
Так было в Древних Мистериях, в наше же время прежде всего, нужно понять, что единственное место, где мы можем «победить зло», то есть действительно увидеть его и преодолеть - это наша душа, а единственный способ его изменить, это - перестать им быть, то есть изменить себя, как в истории про воина и дракона, упомянутой в начале нашей статьи.
«Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи» (Серафим Саровский).
А для этого, сначала необходимо иметь Мужество признать, что единственный корень всех моих проблем, это я сам.
При этом речь не идёт о том, чтобы теперь вообще не реагировать на насилие и несправедливость, которые мы видим вокруг в отношении других людей.
Речь не идёт так же и о том, чтобы теперь, увидев и признав свою греховную природу, без конца сокрушаться и печалиться по поводу «Ах, какой я ужасный и плохой!», ничего при этом не делая.
Христос говорил: «Что вы зовёте меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что я говорю?» (Евангелие от Матфея: 5: 46)
Перефразируя эти слова применительно к нашей теме можно было бы сказать: «Что вы всё говорите: Я плохой! Я плохой! - и не делаете ничего, чтобы изменить себя, чтобы не быть плохим?»
Ведь, Христос так же говорит и женщине: «Иди и больше не греши» (Евангелие от Иоанна 8:3-11), то есть Он не говорит ей: «Иди, и говори себе всё время – я грешница, я грешница». Он говорит: «Иди, и не делай больше зла».
Сегодня признавать только свою греховную природу - это необходимое, но недостаточное условие на пути духовного развития.
Христос пришёл на Землю не для того, чтобы указать человеку на его грех - Он пришёл для того, чтобы указать ему путь от греха к Воскресению, к тайне Нового Творения, к рождению
в новом, Духовном облике.
Всем Удачи, Мужества и Духовного бодрствования!
Виталий Мошев
Вам понравилось, поделитесь со своими друзьями:
|