Праздник Вознесения Христа 

 

Для печати

      

 

Здравствуйте дорогие друзья!

 

Сейчас мы переживаем время Праздника Вознесения Христа, события, произошедшего через сорок дней после Его Воскресения, в течении которых Воскресший беседовал со своими учениками.

Он вёл эти беседы ещё и раньше, до Мистерии Голгофы, но тогда Он говорил с ними языком, доступному их пониманию - притчами, образами о том, что такое Царствие Небесное, о том, что оно существует и обладает какими-то свойствами – «Царствие Небесное подобно зерну горчичному», но чем Царствие Небесное является в своей реальности, они ещё не могли пережить.

Теперь же, Он тоже являлся своим ученикам и своему окружению, беседовал с ними, но насколько всё стало иным. Чудо, неведомый мир, о котором раньше они только слышали, о котором говорили предания, Пророки теперь стало реальностью, оно происходило прямо у них на глазах, они и сами стали другими, их сознанию стало доступно переживание Духовного.

Содержание этих бесед было связано уже с Новым человеком, с Землёй, ставшей на путь становления Солнцем, и эта реальность была совершенно Новой, её творцами были люди, в которых начинала постепенно пробуждаться сила Логоса, Мирового Слова.

 

Рудольф Штайнер сравнивает Мистерию Христа с процессом воплощения и жизни человека на Земле:

Крещение - с Его зачатием,

Три года жизни в теле Иисуса – с эмбриональным периодом,

Смерть на Кресте – с рождением на Земле,

Вознесение – с жизнью души после смерти.

 

В этом смысле, эти сорок дней после Его Воскресения и были Его жизнью на Земле, в течении которых Он, находясь в ближайшей сверхчувственной сфере, доступной сознанию людей, учил их тому, что такое будущая одухотворённая Земля, что такое человек, переживающий себя не только физически, но и духовно, а в конце, как завершение этого обучения, Он явил им это Царствие Небесное, Мир Иерархий, в котором им предстояло учиться жить.

 

II

Теперь мы хотим отметить два аспекта, необходимых нам для понимания того, что произошло в момент Вознесения Христа.

 

  1. Бодрствующее сознание

Мистерия Голгофы была таким событием, после которого изменились не только все соотношения в Мироздании, но также и внутренний мир человека, у него появились способности для сознательного переживания не только физического, но и Духовного мира.

Чтобы понять это, нам нужно посмотреть, что представляет из себя сознательная жизнь человека в бодрствующем состоянии.

Всё, что мы переживаем в жизни, все наши восприятия, впечатления, переживания, мысли, весь наш сознательный и бессознательный опыт - запечатлевается в эфирном теле и превращается в систему представлений, являющейся основой нашей бодрствования.

Когда человек засыпает, его астральное тело и «Я» выходят из физического и эфирного тел, и соответственно, теряют связь и с этими представлениями – сознание человека гаснет, и он засыпает.

При пробуждении, когда происходит возвращение в эфирно-телесную организацию, он снова соединяется с системой представлений и из бессознательного состояния приходит к бодрствованию. Этот процесс происходит сегодня в жизни каждого обычного человека, живущего на физическом плане.

 

  1. Эфирное тело

Второй аспект, который нам хотелось бы отметить, связан с эфирным телом.

Мы уже говорили, что Рудольф Штайнер уподобляет Вознесение Христа жизни души после смерти, когда эфирное тело освобождается от связи с физическим и выходит в Духовный мир, в котором оно стремится вновь соединиться с Солнечными силами, из которых, собственно и создано.

После смерти, при нормальном течении процесса, земные представления человека, с которыми было связано его сознание, растворяются, душа приходит в бессознательное состояние, а освобождённое эфирное тело начинает расширяться, устремляясь в космические дали, всё это происходит в течении трёх дней.

 

III

Эту тенденцию к расширению и соединению эфирного тела с Солнечной сферой, в дохристианские времена использовали во время Посвящения, например, в Древнеперсидских Мистериях.

Там посвящаемый под руководством жрецов погружался в трёхдневный Мистериальный сон, но таким образом, что часть эфирных сил отделялась от физического тела, и астральное тело и «Я» могли взять эти силы с собой в Духовный мир.

Благодаря этому, всё, что потом посвящаемый переживал в Духовном мире, могло быть напечатлено эфирному телу, и когда он возвращался обратно в физическое тело из этого трёхдневного пребывания в Духовном мире, он мог вспомнить всё, что там пережил и потом использовать это знание для руководства развитием человечества.

Такого Посвящённого, достигшего в своём путешествии в сверхчувстенных мирах Солнечной сферы, и пережившего там Христа, называли Солнечным героем.

Нам важно отметить здесь два пункта:

а) Посвящаемый получал какой-то опыт

б) Этот опыт запечатлевался в эфирном теле, благодаря чему, он мог потом этот пережитый опыт вспомнить

Таким образом, мы имеем здесь процесс, подобный жизни бодрствующего человека, но только происходящий не на физическом плане, а в Духовном мире, так получали сверхчувственный опыт в дохристианские времена.

На этот процесс сознательного восхождения в Духовный мир нам указывает так же образ Пророка Ильи, устремляющегося на колеснице в небо на глазах своего ученика Елисея.

 

    

Икона «Восхождение Пророка Ильи»

«Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо». (Библия, 4 Книга Царств, 2:11)

 

IV

Итак, по завершении сорокадневных бесед, Христос на глазах учеников стал отдаляться от них и возноситься в небо, как это описывается в Евангелиях, и можно было бы подумать, что Он следует этой тенденции эфирного тела - расшириться в Космос, чтобы достичь сферы Отца, но Рудольф Штайнер говорит, что произошло прямо противоположное.

Христос стал не отдаляться от Земли, а наоборот, внёс силы Иерархий, силы Солнечного царства в пространство Земли, так что они стали доступны восприятию людей, находящихся в физическом теле.

То, что раньше Солнечный герой делал, находясь Духовном мире и вне своего физического тела, они смогли осуществить на Земле, сохраняя сознание, оставаясь в теле.

И, как во время древнего Солнечного Посвящения весь, пережитый в Солнечной сфере опыт, запечатлевался в эфирном теле посвящаемого, так и здесь всё, что ученики пережили при Вознесении, осталось в их эфирных телах.

Теперь Христос и Солнечные силы, к соединению с которыми после смерти стремились эфирные тела людей, а также Посвящённые Солнечных Мистерий, находились не в Солнечном Царстве, а здесь на Земле.

Таким образом, была создана возможность получать сверхчувстенный опыт и мыслить вне физического тела, не утрачивая при этом своего земного Я-сознания.

 

V

В заключении хотелось бы отметить ещё один аспект, связанный с изменением эфирных тел людей, в которых после Мистерии Голгофы действовали силы Христа, как новая, зарождающаяся жизнь. Рудольф Штайнер описывает их, как поток эфирной Крови Христа, струящийся от сердца к голове.

Когда человек начинает пробуждаться к этому потоку в себе, что происходит, в частности, при знакомстве с антропософскими представлениями, он начинает переживать Духовное в себе, в своём окружении, в других людях, в стихиях, в природе, в планетах, звёздах, расширяясь в Космос вплоть до сферы Отца, Троицы, при этом сохраняя Я-сознание, связанное с физическим телом.

 

    

Икона «Новозаветная Троица»

 

Причём он не просто воспринимает своё окружение, как что-то внешнее, а соединяясь с этим потоком эфирной Крови Христа, он сам начинает относиться к миру, как Христос, что Апостол Павел выразил словами: «Не я, но Христос во мне».

Тогда, например, сливаясь с Природой, можно пережить её, как Садовник, как это можно увидеть, например, в витражах 1 Гётеанума.

 

     

Р.Штайнер. Розовый северный витраж 1 Гётеанума

 

Когда Мария Магдалина увидела Воскресшего Христа возле гроба с отброшенным камнем, она сперва не узнала Его, а подумала, что это садовник, и только после того, как Он сказал ей - «Мария», она, как это описывается в Евангелии, обернулась и увидела Его.

В данном случае «обернулась» означает посмотрела на Него сверхчувственным взглядом и только тогда «узнала» своего Учителя, то есть она увидела Его не в физическом теле, в этом случае она бы сразу узнала Его, а в эфирном, на что и указывает образ Садовника, то есть человека, который ухаживает за Садом или эфирными силами Земли, лежащими в основе растительного царства.

А вот соответствующее переживание мира звёзд, данное Рудольфом Штайнером в синем южном витраже 1 Гётеанума.

 

     

Р.Штайнер. Синий южный витраж 1 Гётеанума

 

Эфирные силы присутствуют везде, и когда человек начинает их переживать, состояние разделённости с миром постепенно исчезает, он становится с миром един, оставаясь при этом в физическом теле и сохраняя трезвый рассудок и бодрствующее сознание.

Этого познания себя в мире, а мира в себе, «в ясном уме и твёрдой памяти», и хочется пожелать всем, в связи с Праздником Вознесения.

 

Всем Удачи!

Виталий Мошев.   28 мая 2020г.

 

Список Иллюстраций

Вам понравилось, поделитесь с друзьями:

 

 Скоро Скоро Скоро


Яндекс.Метрика